В автомобиле такие элементы создают тормозное усилие, прижимаясь к поверхности тормозного диска или стенке тормозного барабана. В случае с барабанными механизмами задние колодки задействуются также в системе стояночного тормоза, прижимая барабаны на парковке.

Тормозные колодки, равно как тормозные диски и барабаны — это расходники. Их следует менять после регламентированного пробега.

Классификация тормозных колодок по категориям

Все тормозные колодки делятся на несколько категорий:

  • 1 категория — фирменные колодки от лицензированного производителя, поставляемые на конвейер завода (OEM, расшифровывается как Original Equipment Manufacturer). Такие расходники имеют усовершенствованный состав, а также они проходят дополнительную обработку. Как результат, они обладают оптимальными характеристиками и большим ресурсом.
  • 2 категория — колодки, поставляемые на рынок запчастей (Aftermarket). Как правило, они состоят из более дешевого состава в сравнении с теми, что устанавливают на автомобили в заводских условиях на конвейере, но, тем не менее, они часто могут похвастать высоким ресурсом и качеством, оставаясь более доступными.
  • 3 категория — колодки, идущие на экспорт в развивающиеся страны. Такие колодки производят из бюджетных компонентов, чем объясняется их скромные ресурс и эффективность, а также невысокая стоимость.

Дополнительная маркировка

Тормозная колодка должна быть промаркирована, в противном случае она не прошла сертификацию. На колодках может указываться, в частности, коэффициент трения в виде двух букв (GF, CC и др.). Первая литера маркирует диапазон коэффициента трения при спокойном движении, вторая — при активном.

Показатель сцепления колодок с дисками и барабанами соответствует порядку букв в алфавите: у C, например, коэффициент составляет менее 0,15; D — от 0,15 до 0,25; E — от 0,25 до 0,35; F — 0,35 — 0,45; G — от 0,45 до 0,55; H — от 0,45 до 0,8.

На внешней сторон колодки обычно нанесена буква «Е» в круге и номер, соответствующий стране, в которой была произведена сертификация. Например, например: Е1 — Германия, Е2 — Франция, Е3 — Италия и т. д. После знака соответствия (90R) следует номер сертификата, а также код производителя, международный WVA-номер и производственная партия.

О чем говорит цвет тормозных суппортов

Для быстрой идентификации класса колодок тормозные суппорты (детали, прижимающие колодки к тормозному диску) окрашивают в разные цвета:

  • Черный — это стандартные, классические колодки, рабочая температура которых не превышает 400 .
  • Зеленый — это модели с увеличенным коэффициентом трения, держащие температуру от 600 до 650 . Такие подойдут для активной езды на дорогах общего пользования.
  • Красным цветом маркируют колодки, которые устанавливают на гоночные авто. Их максимальная рабочая температура может достигать 750 .
  • Желтый, голубой, синий — такие цвета говорят о том, что колодки произведены специально для использования в тяжелых условиях и могут выдерживать до 900 .

Классификация тормозных колодок по составу

Сегодня на рынке в основном представлено четыре разновидности тормозных колодок для легковых и грузовых автомобилей:

  • Полуметаллические колодки. Доля металла в таких расходниках составляет от 30 до 70%. Остальное приходится на неорганические элементы. Эти колодки отличаются стойкостью к высоким температурам, значительным ресурсом и оптимальными теплообменными параметрами. Но есть и минусы — высокий уровень шума, выработка большого количества пыли и нестабильная работа в морозы.
  • Низкометаллические колодки. В таких изделиях содержится до 10−30% меди или стали для улучшения теплообмена и наилучшего торможения. Оставшиеся 70% включают стекловолокно, каучук и углеродные соединения. Низкометаллические колодки меньше шумят, но при этом не всегда могут похвастать большим ресурсом и в то же время отличаются предрасположенностью к перегреву — их используют только на легковых авто.
  • Керамические колодки. Основными компонентами здесь являются керамика и цветные металлы. Керамические колодки могут похвастать неплохим коэффициентом трения, они долго служат и тихо работают. При их использовании меньше изнашиваются тормозные диски. Недостатки сводятся к высокой цене и невозможности применения на тяжелой технике.
  • Органические колодки. При изготовлении колодок такого типа применяются кевларовые волокна, смолы, резина, углерод и другие материалы. Они обеспечивают мягкое и плавное замедление с минимальным уровнем шума. Из минусов часто выделяют выработку множества пыли и низкий ресурс.

Добавим, что в России с 2011 года запрещены так называемые асбестовые тормозные колодки, которые изготавливают с применением хризотил-асбеста. Частицы асбеста — вредного для здоровья канцерогенного вещества — попадали в воздух во время работы тормозов.

Когда пора заменить колодки

Считается, что колодка подлежит замене, когда фрикционная накладка на несущей пластине становится меньше 3 мм. После этого, а лучше даже раньше, изношенные колодки необходимо заменить. В противном случае колодка будет давить на диск уже не фрикционным материалом, а жесткой несущей основой — тогда и диск, и тормозной барабан быстро выйдут из строя.

В случае с дисковыми тормозами понять, что колодки изношены, можно визуально, оценив остаточную толщину фрикционных пластин. Помочь в оценке могут также механические сигнализаторы износа, которые представляет из себя пружинящую пластину, которая начинает касаться тормозного диска и издавать резкий лязгающий звук, когда колодки начинают вырабатывать свой ресурс.

Есть и альтернатива в виде встроенных в структуру фрикционного материала колодки электронных датчиков износа, которыми оснащают многие современные модели. Так удается не только вовремя определить степень износа (соответствующая индикация отображается на приборной панели), но и рассчитать оставшийся ресурс колодок.

Ну и, конечно, на износ укажет поведение машины. Водителя должны насторожить и стать поводом для проверки тормозной системы вибрации при торможении, нагрев элементов тормозной системы, характерный скрежет, металлическая крошка в черном налете на колесном диске и удлинение тормозного пути.

На что обратить внимание при покупке новых колодок

При покупке нового комплекта тормозных колодок эксперты рекомендуют первым делом осмотреть упаковку. На упаковке должна быть указана следующая информация: оригинальный и кросс-номер детали, перечень моделей, куда расходники можно установить, сертификаты соответствия, а также данные о производителе и страна производства. Серьезные производители снабжают упаковку также QR-кодом и фирменными маркировками проверки подлинности.

Вместе с колодками должен прилагаться паспорт, инструкция по установке, а также бумажный сертификат и гарантийный талон. Необходимо убедиться также в наличии знака сертификации на самих колодках: например, обозначение R90 или 90R говорит о том, что изделия допущены на европейский рынок. Перед установкой не лишним будет осмотреть колодки, чтобы убедиться в отсутствии сколов и царапин на их поверхностях.

Как менять колодки: главные правила

Любая сервисная работа с тормозной системой — это повод для проверки ее работоспособности. Поэтому первое, что нужно сделать после снятия колеса, — это проверить, не подклинивают ли тормозные механизмы. После этого необходимо заняться очисткой тормозных дисков и тормозных суппортов металлической щеткой. Затем выкручиваем болты тормозного суппорта и качаем его, чтобы колодки вдавили поршни, и суппорт можно было легко снять.

После этого рекомендуется обработать места прилегания тормозных дисков к ступице медной смазкой — она не даст диску прикипеть и облегчит снятие элементов тормозной системы в дальнейшем. После замены колодок тормозную систему необходимо прокачать для удаления воздуха из системы. После замены колодок для их надежной работы новые детали рекомендуется обкатать. Для этого примерно первые 500 км пробега после замены не следует резко тормозить.

Каким брендам отдать предпочтение

При выборе новых колодок следует ориентироваться на производителей первого эшелона — прежде всего, европейского и американского происхождения: Ferodo, Brembo, Lucas, Jurid, Hella Pagid, ATE, Bosch, Bendix. Неплохой репутацией может похвастать продукция азиатских фирм Allied Nippon, Akebono, Advics, Textar, NiBK, Hankook Frixa, Nisshinbo, Sangsin. Альтернатива — отечественные бренды «РосДОТ», «МарКон», «ВАТИ» «ЕзАТИ», STS и другие.

Менее известные и совершенно незнакомые фирмы могут производить колодки с применением низкокачественных фрикционных материалов, которые иной раз могут даже потребовать доработки напильником перед установкой.

Почему опасно вовремя не менять колодки

В руководствах по эксплуатации, как правило, оговаривается, что допустимый пробег после срабатывания датчика износа колодок — не более 1000−1500 км. Если игнорировать предупреждения и продолжать ездить на практически полностью стершихся колодках, то вместе с колодками изнашиваться начнут тормозные диски и другие детали тормозной системы.

Из-за сильно изношенных колодок в конце концов могут заклинить и перекоситься поршни в тормозных цилиндрах, и тогда в нужный момент вы просто не сможете замедлить автомобиль — разумеется, со всеми вытекающими последствиями.

Как часто нужно менять тормозные колодки и диски

Регламент замены напрямую зависит от конкретной модели и стиля вождения. В среднем при эксплуатации машины в городском режиме передние колодки выхаживают от 30 тысяч до 50 тысяч километров.

Задних хватает примерно на вдвое больший километраж, поскольку они нагружены в меньшей степени, чем передние. Тормозные диски, как правило, меняют после того, как износилось два комплекта колодок. Что касается тормозных барабанов, то их средний срок службы достигает порядка 100 тысяч км пробега.

К списку статей