В таких случаях даже неспециалист поставит очевидный диагноз — прогорел глушитель. Что делать в такой ситуации и можно ли решить проблему малой кровью, например, заменив лишь некоторые элементы системы выпуска, а то и вовсе — попросту заварив ее сифонящий участок?
Повреждение системы выпуска могут вызывать различные обстоятельства — от заводского брака до естественного износа или повреждения глушителя. Однако чаще всего виновны тяжелые условия эксплуатации. Среди них — некачественное топливо, дорожные реагенты, приводящие к коррозии, разгерметизации сварных швов и появлению дыр. Кроме того, при преодолении глубоких луж происходит резкое охлаждение нагретого корпуса, также вызывающее дыры и трещины. Негативный эффект имеют и регулярные поездки на короткие расстояния, когда система выхлопа не успевает эффективно охлаждаться.
При езде по тяжелому бездорожью и даже при неаккуратной парковке элементы системы выпуска страдают от ударных воздействий.
Самые серьезные поломки связаны с выходом из строя каталитического нейтрализатора, или, как еще говорят, катализатора. Чаще всего, это происходит из-за некачественного топлива, неисправной системы зажигания (сгоревшая катушка, забитая форсунка, подсос воздуха) или попадания масла в бензин, что приводит к закоксовке катализатора продуктами сгорания.
В выпускном тракте автомобиля также используются датчики кислорода, которые тоже ломаются, страдая от некачественного горючего, некорректной работы зажигания и фракций масла в отработанных газах. Наконец, встречаются ситуации, когда глушитель взрывается. Причиной может быть воспламенение топливных паров в кожухе в случае разбалансирования системы, подающей топливно-воздушную смесь.
Если вы заподозрили, что глушитель поврежден, необходимо внимательно осмотреть этот узел, подняв машину на подъемнике или загнав на эстакаду.
Выпускная система включает несколько важных узлов:
Соответственно, все эти элементы могут выйти из строя и нуждаться в ремонте или замене.
Неисправный глушитель приводит к увеличению выхлопа с повышенной токсичностью. Этот угарный газ будет не только загрязнять атмосферу, но и проникать в салон через вентиляционное отверстие в нижней части лобового стекла. Кроме того, снижается производительность силовой установки — в результате нестабильного газораспределения ухудшается тяга, поскольку топливо сгорает не полностью.
В то же время, на внутренних деталях мотора может образовываться копоть, провоцирующая закоксовку цилиндров. Если же проморгать поломку катализатора, это чревато и вовсе выходом двигателя из строя. Дело в том, что керамические крупицы поврежденной начинки «каталика» засасываются через выпускной тракта в цилиндры мотора и почти мгновенно царапают стенки цилиндров, делая неизбежным капитальный ремонт двигателя. И, наконец, неизбежно возрастает уровень шума.
Согласно ПДД, эксплуатация машины с «голосящей» системой выпуска, запрещена. Уровень шума по ГОСТу составляет 96 дБА для легковых машин, 98 дБА — для «легковушек», имеющих более 8 мест, грузовиков до 12 т и 100 дБА — для грузовых ТС свыше 12 т, а также автобусов. Повышенная шумность может трактоваться инспектором как неисправность, за наличие которой предусмотрен штраф 500 рублей или предупреждение.
В ряде случаев выбрасывать деньги на ветер из-за микроскопических дырочек или трещин в глушителе не имеет смысла, логичнее отремонтировать прохудившуюся деталь. Однако ремонт ремонту рознь. Такой экспресс-метод, как использование специальных герметиков, стойких к высоким температурам, равно как керамических лент, можно рекомендовать разве что как временную ремонтную меру.
Другое дело — классическая сварка, с помощью которой на место прорехи в системе выпуска ставится специальная латка. Как правило, такие заплатки навариваются при прогарах в банках глушителя — непосредственно в глушителе, резонаторе и пламегасителе.
Есть и альтернативный вариант — холодная сварка. Здесь для ремонта применяется специальный двухкомпозитный материал, который наносится на место прогорания. Смесь быстро застывает и обеспечивает герметичность участка. Однако серьезные и множественные прожоги холодной сваркой не сдержать. При этом во всех случаях ремонт глушителя должен завершаться нанесением специальной термостойкой краски. Так глушитель будет существенно лучше противостоять коррозии.
Каталитический нейтрализатор — самая дорогая часть выпускной системы, предназначенная для снижения токсичности отработавших газов. Внутри этой, в буквальном смысле, драгоценной детали расположен керамический блок с сотовой структурой. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия, родия, иридия, серебра, золота или платины. Производители уверяют, что срок службы нейтрализатора составляет 100−150 тыс. км. Однако фактически проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в городах, где приходится стоять в пробках.
Соответственно, существует несколько вариантов решения проблемы. Казалось бы, самый логичный вариант — замена — не всегда приемлем, поскольку за новую деталь придется выложить более 100 тыс. рублей. Просто вырезание «каталика» из системы с установкой вместо него пламегасителя (разновидность резонатора) и «обманки» (проставки между «трубой» и датчиком кислорода на выходе из катализатора, не позволяющей «мозгам» корректировать работу мотора) — вынужденное бюджетное решение. Однако оно трактуется как нарушение конструкции автомобиля. К тому же такая «пересадка» оставит машину с вредным выхлопом, который будет неизбежно прорываться в атмосферу и в салон.
Наконец, машину с пламегасителем вместо катализатора будет проблематично поставить на учет и провести ее технический осмотр. Поэтому многие эксперты рекомендуют установку так называемого ремонтного, или универсального, «катализатора», который обойдется лишь немногим дороже пламегасителя и в несколько раз дешевле новой фирменной детали. В ряде случаев установка универсального «каталика» требует перепрошивки электронного блока управления, но звук и запах выхлопа при этом будут куда тише и чище, чем в случае с бюджетным пламегасителем.
Приведем несколько советов специалистов, которые помогут продлить жизнь выпускной системе. Прежде всего, следите за состоянием не только внешних панелей кузова, но и деталей под днищем. Это касается в том числе и резинометаллических подвесок, которые снимают часть нагрузки с глушителя.